ЧЕМ ПРАВОСЛАВИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КАТОЛИЦИЗМА ПРОТЕСТАНТИЗМА МОНОФИЗИТСТВА

Диакон Георгий Максимов

       Чем Православная Церковь отличается от других сообществ, называющих себя «церквами»? В этой брошюре коротко и просто изложены основные отличия Православия от римо-католицизма, про­тестантизма и сообществ той вероучительной традиции, которую святые отцы называли монофизитством. Рассказано также о самом процессе раз­делений, произошедших среди людей, которые назы­вают себя христианами.


Истинная Церковь

Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Все, ко­го собирает в своих любящих объятиях Отец Небесный, составляют эту Церковь. Они становятся духовно еди­ным сообществом, новым народом святым.

Церковь — это семья Божия, созданная Словом и Кровью Иисуса Христа, руководимая Богом Отцом и вдохновляемая Духом Святым. Глава Церкви — Сам Христос, обещавший: «Я с вами во все дни до сконча­ния века» (Мф. 28:20).

Членами Церкви являются все те, кто признаёт ту истину, которую Христос открыл Своим апостолам, ис­кренне верят Ему, считают нужным жить по закону Его, принимают участие в переданных апостолами свя­щеннодействиях и оказывают послушание духовным наследникам апостолов, — епископам.

Войти в эту семью может любой человек, незави­симо от пола, возраста и национальности.

Церковь Христова — единая, святая, вселенская и апостольская. Как в едином теле есть разные члены — руки, ноги и др., так и в единой Христовой Церкви есть разные Поместные Церкви. Они отличаются иногда языком богослужения и некоторыми обычаями, но во всем главном составляют полное единство — в вере, в нравственном законе, в молитве и в установленных Христом священнодействиях.

Ныне существуют такие Поместные Церкви: Кон­стантинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Русская, Кипрская, Элладская, Сербская, Болгарская, Румынская, Грузинская, Албанская, Поль­ская, Чешских земель и Словакии, Американская.

Своим обещанием о том, что «врата адова не одо­леют Церковь», Господь дал понять, что она никогда не исчезнет и никто не сможет уничтожить её, а также, что она никогда не может ни отпасть от веры, ни оши­биться в истине, ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предо­храняет ее от всякаго заблуждения.

Как говорит святой Филарет Московский, «Церковь — свята, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препят­ствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или не­видимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется святой».

Среди тех, кто оказался таким образом отсечён от Церкви, были те, кто желал исказить полученную от апостолов веру, и вместо истины учить других собственным выдумкам. Сам Господь Иисус Христос предсказывал появление таких лжеучителей. И вот они, — все те, кому своя ложь была дороже божествен­ной правды, — в разные века отходили от Церкви Хри­стовой, и создавали собственные общины, которые также называли «церквями». Чтобы указать отличие от всех фальшивых «церквей», созданных смертными людьми, истинная Церковь, основанная Богочелове­ком Христом, приняла уточняющее название: «Право­славная», что означает: «правильно славящая Бога».

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповреждён­ной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будут с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить её своими выдумками: «Берегитесь лжепророков, кото­рые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Напри­мер, апостол Пётр писал: «у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь иску­пившего их Господа, навлекут сами на себя скорую по­гибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы» (2Пет. 2:1-2, 15,17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности. Тот, кто любит истину, ради неё готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина во­шла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми наме­рениями. И последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение, и они отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом на­рушает заповеди Божии, а бывает грех ума, когда че­ловек предпочитает свою ложь божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена православными христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек, если сделал твёрдый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от неё. Так на протя­жении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то откры­лось, что не все наши» (1Ин. 2:19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся «ереси… Царствия Божия не наследу­ют» (Гал. 5:20-21).

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объ­яснять им их заблуждения и призывали отказаться от этих вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но да­леко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так ис­полнялся апостольский совет: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что тако­вой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10-11).

Подобных людей в истории было немало, и ниже мы кратко опишем лишь самые распространённые и многочисленные из основанных ими «церквей», что сохранились до наших дней. Также при этом будет указано, что отличает их путь от пути Православной Церкви.

 

Монофизитство (т.н. Восточные Церкви)

Православная Церковь с древнейших времён со­храняла ту истину, что Господь Иисус Христос есть одновременно истинный Бог и истинный человек, а значит, после воплощения Он в своём одном Лице соединил две природы — Божественную и человече­скую, и так стал единоприродным Отцу по божеству и единоприродным нам по человечеству, так что при неслитном и нераздельном соединении сохраняется особенность каждой природы. Именно поэтому Сам Господь Иисус Христос называет Себя и «Сыном Бо- жиим» (Ин. 10:36) и «Сыном Человеческим» (Мк. 2:10). Как Бог Он исцеляет больных (Мф. 12:15), воскрешает мёртвых (Ин. 5:21), и повелевает бурей (Мк. 4:39), а как человек Он спит (Мк. 4:38), ест и пьёт (Мф. 11:19), ис­пытывает голод (Мф. 21:18), терпит страдания и смерть (Мк. 15:25-37).

Однако в V веке появились те, кто стал утверж­дать, что у Иисуса Христа только одна природа — Бо­жественная, которая будто бы полностью поглотила человеческую природу. По их мнению, при воплоще­нии человеческая природа, воспринятая Богом Сыном, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной.

Это заблуждение получило название «монофизитство» (то есть, вера в одну природу), и последователи его, отделившись от Православной Церкви, стали за­тем разделяться также между собой на разные тече­ния.

Многие святые отцы убеждали монофизитов отказаться от этого заблуждения и показывали его ошибочность. Например, святой Никита Стифат писал, что честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе — ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от ис­кажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Де­ве Марии и прочим людям, «и таким образом он не будет известен ни как Бог, ни как человек».

Но, к сожалению, далеко не все захотели слушать­ся голоса Православной Церкви, и многие продолжи­ли держаться монофизитства. В это заблуждение с са­мого начала уклонилось большинство христиан Египта и Эфиопии, а также Сирии. Армянские христиане не­сколько столетий колебались, то переходя в монофизитство, то возвращаясь в Православие, пока, наконец, не отпали окончательно в IX веке. Самыми последни­ми к монофизитству присоединились христиане Ин­дии, которые, после того как в XVII веке отвергли на­вязанное португальскими захватчиками подчинение Римскому Папе, обратились за поддержкой к Сирий­ской Восточной Церкви, и таким образом восприняли от них монофизитскую веру.

В настоящее время это заблуждение исповедуют члены так называемых Восточных Церквей: Коптской, Армянской, Эфиопской, Сирийской и Маланкарской Церкви Индии. Они не называют себя монофизитами, но в своих изложениях веры по-прежнему пишут о том, что во Христе одна природа, и по-прежнему тех, кто изобрёл монофизитское заблуждение, почитают как святых.

 

Римо-католицизм

В XI веке от Вселенской Православной Церкви от­пала Поместная Римская Церковь. Она отпала из-за того, что её члены не хотели отказаться от заблужде­ний, которые среди них распространились.

Этих заблуждений, которые и отличают Римо- католическую Церковь от Православной Церкви не­сколько, из них две главнейшие — одна в учении о Церкви, а вторая в учении о Боге.

 

Папизм

Апостол Павел, говоря о Христе, сказал, что Бог Отец «поставил Его выше всего, главою Церкви, кото­рая есть тело Его» (Еф. 1:22-23). Поэтому Православ­ная Церковь со времён апостольских сохраняет неиз­менным учение о том, что главой Церкви, основанной Христом, является Сам Христос.

А римо-католики учат, что главой Церкви будто бы является главный епископ Рима — папа Римский и называют его наместником, то есть, официальным за­местителем Христа на земле. Поэтому, по их мнению, он должен обладать непосредственной властью над всеми членами Церкви.

Святые отцы говорили, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епи­скопов Рима над прочими Восточными Патриархами» (святой Амвросий Оптинский), их «претензия на гла­венство и самовольное управление всею вселенской Церковью» (святой Иоанн Кронштадтский).

Изначально все епископы, в том числе предстоя­тели Поместных Церквей, воспринимали себя лишь как служителей, соработников апостолов, и обраща­лись друг к другу как братья одной большой семьи. Но со временем, увы, папа римский из-за любви к власти захотел быть в Церкви «не первым между братьями… а господином над рабами» (святой Илия Минятий).

Поэтому те, кто последовал за этим заблуждени­ем римских пап и назвал себя римо-католиком, стали верить, что Господь Иисус Христос дал абсолютную власть по управлению всей Церковью одному чело­веку — римскому папе, но православные христиане твёрдо держатся изначальной истины, которая заклю­чается в том, что не одному какому-то человеку дал Господь такую власть, а всей Церкви, выразителем которой является собор апостолов или их преемников -епископов.

Именно поэтому, говоря о том, что делать при раз­решении споров между христианами, Он в качестве верховного авторитета указал не одного какого-то че­ловека, а Церковь: «скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мы­тарь» (Мф. 18:15-17).

Именно поэтому Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). «Так, Он Сам обещает присутствовать там, где соберутся двое или трое во имя Его, то есть на Со­боре. Значит, слова Собора суть слова Иисуса Христа и, следовательно…, слова, которым должны верить и повиноваться все, не исключая и Римского епископа» .

Именно поэтому Господь самим апостолам сказал: «все же вы — братья» (Мф. 23:8). Поэтому и апостолы, когда возникли общецерковные вопросы, требующие решения, то собрались в Иерусалиме на собор, и со­обща решили их при содействии Духа Святого, как они сами сказали: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).

Из упомянутого заблуждения о главенстве вытек­ло второе связанное с ним заблуждение католиков, — позднее они стали утверждать, что римский папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере и нрав­ственности, и потому называют его непогрешимым.

Но православные христиане знают, что только Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15); отдельный же человек всегда может погрешить в вере и изложить ошибочное суждение. Поэтому Пра­вославная Церковь издревле, когда появлялись ерети­ки и начинались суждения о вере, никогда не полага­лась на голос отдельного лица, а созывала Вселенские Соборы, по примеру апостолов, созвавших первый со­бор в Иерусалиме.

И на некоторых Вселенских Соборах (втором и пя­том) даже не было ни самого папы римского, ни его представителей, а уже затем папы послушно призна­вали необходимость следовать решениям этих собо­ров, из чего хорошо видно, что Собор, как представи­тель всей Церкви, и без папы римского имеет власть истинно решать всякое церковное дело по вдохнове­нию Святого Духа.

Хотя среди римских пап были святые и благоче­стивые люди, особенно в первое тысячелетие, когда Римская Церковь была частью Православной Церкви, однако история знает много примеров и того, как рим­ские папы впадали в заблуждение, совершали грехи и противоречили друг другу, так что сама жизнь опро­вергает католическое заблуждение и о папской непо­грешимости и о его главенстве. У святой Церкви не мо­жет быть главой грешный человек, её главой является безгрешный Богочеловек Иисус Христос.

В прошлые века у католиков также было представление о том, что папа римский имеет верховную власть не только духовную над архиереями, но и свет­скую над царями, однако и здесь сама жизнь опро­вергла это учение, когда европейские короли отказа­лись признавать эту власть, а собственная страна папы Римского сократилась до крошечного государства Ва­тикан.

Своё заблуждение католики пытаются обосновать тем, что будто бы Господь Иисус Христос вместо Себя поставил главой Церкви апостола Петра, который буд­то бы стал первым епископом города Рим, и после его смерти эта власть каким-то образом перешла к после­дующим епископам Рима.

Однако эти утверждения ошибочны. Апостолы Христовы считали Петра равным себе собратом, а не верховным главой над собою, это видно, например, из того, что на соборе в Иерусалиме они дали председа­тельство не Петру, а Иакову (см.: Деян. 15:13).

И апостол Пётр не был Римским епископом, по­скольку епископы — это преемники апостолов, а сами апостолы нигде не называли себя епископами. Они, переходя с проповедью из города в город, ставили епископов над появившимися общинами. Известно, что апостол Пётр поставил первого епископа в Анти­охии.

Наконец, надёжно известно, что в древние века христиане не считали Римских епископов главою всей Церкви, и тем более непогрешимыми в вопросах ве­ры, но предстоятели всех Поместных Церквей счита­лись равными друг другу в их служении под единым Главой Христом.

Римо-католики стараются оправдать своё заблуж­дение, ссылаясь на слова Христа, сказанные апостолу Петру: «ТыПетр (камень), и на этом камне Я соз­дам Церковь Мою» (Мф. 16,18). Однако, как свидетель­ствует святой Иоанн Кронштадтский, «всеми святыми отцами первых и последующих веков признано, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа — «Камень же был Христос» (1Kop. 10:4)». Эти слова Господа были сказаны апостолу Петру потому, что он исповедал истинную веру во Христа как Сына Божия, и они точно так же относятся ко всякому носи­телю истинной веры.

По мнению святых отцов Православной Церкви, католицизм этим своим заблуждением «присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа» (свя­той Игнатий (Брянчанинов). Ведь «католики, признав главой Церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на за­дний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами «пребывает во все дни до скон­чания века» (Мф. 28:20)… признавая главою Церкви па­пу, настоящую Главу Церкви — Христа, они потеряли и остались без Главы… Просвети, вразуми и спаси их, Господи!» (святой Иоанн Кронштадтский).

 

Филиокве

Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что Святой Дух, “Дух истины… от Отца исходит» (Ин. 15:26). Поэтому Православная Церковь с самых ранних времён и доныне учит о том, что Святой Дух исходит от Отца.

А римо-католики изобрели учение о том, что Свя­той Дух будто бы одновременно исходит и от Отца и от Сына, и в XI веке, под давлением германских импе­раторов, Римская Церковь внесла эту прибавку в текст древнехристианского Символа Веры. Хотя прежде сами Римские папы боролись со сторонниками этой прибавки, противоречащей словам Господа.

Через привнесение такого новшества в веру про- исходит искажение и самого представления о Боге.

Ведь согласно истине, Бог Отец есть единое нача­ло Лиц Божества, так что и Сын и Дух — от одного От­ца, Первый  рождается, Второй исходит. И как нельзя сказать, что Сын рождается от Отца и Духа, так нельзя сказать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Таким образом в едином Боге пребывает единое начало при равенстве Лиц, — совершенная гармония, которую на­рушает католическое прибавление. Ведь оно предпо­лагает в Триедином Боге не одну общую, а две причи­ны — одна для Сына (Отец), а другая для Духа (Отец и Сын) и тем вносит неравенство Лиц Сына и Духа.

 

Другие отличия

Кроме того, есть и другие отличия: православные христиане учат, что всякий человек, происшедший от Адама естественным путем, рождается во грехе, так что и сама Богородица наследовала ту же искажён­ную грехом природу, которая нуждалась в спасении. Поэтому она и называет Бога своим Спасителем (см.: Лк. 1:47). А римо-католики вопреки этой истине при­думали, и в 1854 году утвердили учение, что будто бы Богородица была непорочно зачата, то есть, что почему-то последствия грехопадения Адама и Евы на неё не распространились. Согласно этому католиче­скому догмату, Божия Матерь, еще до своего рожде­ния, была освобождена от власти первородного греха и потому не могла грешить.

Православные христиане не согласны с таким преувеличением, потому что с ним несогласна сама Дева Мария, называвшая Христа своим Спасителем, а спасал Он именно от власти греха. Более того, и Писа­ние ясно говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Православная Церковь благоговейно почитает Де­ву Марию, но из-за её святости и непорочности жизни, а не из-за того, что будто бы Она была изъята из все­общих последствий грехопадения.

Ложная мысль обыкновенно влечет за собой цепь других ложных мыслей. Поэтому, по слову святого Ам­вросия Оптинского, «едва только успело явиться на западе это неправое мудрование, что Дух Святой ис­ходит и от Сына, как оно… ввело с собою мало-помалу другие новшества, противоречащие заповедям Спа­сителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление опресноков вместо хлеба квас­ного, исключение из Литургии призывания Святого Духа. Также ввело новшества, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устра­нение крещаемых младенцев от Миропомазания, устранение женатых мужчин от священства, и про­чее».

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, по­теряв связь с жизненными соками, неизбежно начнёт засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и лег­ко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, от­делившихся от Православной Церкви. Как отломивша­яся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и своё внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спаситель­ной силой Духа Святого, а то греховное желание про­тивиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко всё новым внутренним раз­делениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века от неё самой отделилась значительная часть людей, по­следовав за идеями бывшего католического священ­ника Лютера и его единомышленников. Они образо­вали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но ещё больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Цер­ковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенно­сти вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы  ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантам и отли­чают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики римо-католической Церкви.

Как отмечает святой Игнатий (Брянчанинов), дей­ствительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуж­дения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне после­довал, а некоторые усилил». «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее».

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой ис­ходит от Отца и Сына.

Однако и в том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе Римском, они не прибли­зились к Православию, потому что, как говорил святой Иларион (Троицкий), «Протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не восстановил древ­него христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому созна­нию и провозгласило: истина дана отдельной лично­сти папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Про­тестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бес­численным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтатель­ной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконеч­ном делении и дроблении самого протестантизма».

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, — ведь са­мо Священное Писание указывает на необходиомсть почитать идущее от апостолов Священное Предание: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15), — пи­шет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раз­даст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то непра­вильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понима­ния. Они могут быть верными, а могут быть ошибоч­ными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И дей­ствительно, протекстанты думают, что понимать Писа­ние нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,» — говорю я им, — «Что они отвечают?» — «Мы у них спра­шивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нуж­но знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение»… У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос… на­шей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверж­дается все в целом Священное Писание».

Сам апостол Пётр свидетельствует, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому со­бою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:20- 21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истин­ное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание со­ставляют одно нераздельное целое, и так было с са­мого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос от­крыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (см.: Лк. 24:27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своём устройстве ранним апо­стольским общинам, но в первые годы у ранних хри­стиан вообще не было новозаветного писания, а всё передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церк­ви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Свя­щенное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими на­писанной, не ими собранной, не ими сохранённой, отвергают Священное Предание, и тем самым закры­вают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэ­тому они часто спорят о Библии и нередко придумыва­ют собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в «пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу» (Кол. 2:8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священно­действия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то лишь название их, полагая, что это только символы и напо­минания об оставшихся в прошлом исторических со­бытиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благо­словение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лю­тер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их». Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человече­ству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: «от­ныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48). Это было сказано об истинных последователях Христа — православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А про­тестанты не желают её почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Хри­стом, соединились с Богом и пребывают всегда в со­гласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чём-то попросит любимый друг, то постарается обяза­тельно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что ещё при сво­ей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Девы Марии Он помог бедным молодожёнам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (см.: Ин. 2:1-11).

Писание сообщает, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их жи­вые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо гово­рит о том, что умершие святые обращаются с прось­бами к Богу и Он слышит их (см.: Апок. 6:9-10). Поэто­му православные христиане почитают Деву Марию и других святых, и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, из­бавлений от смерти и другой помощи получают при­бегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский пол­ководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить её города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Деву Марию о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от над­вигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нуж­но поврачивать армию и возвращаться назад. А на во­просы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православ­ным христианином, он из уважения к святости и ду­ховной силе явившейся Деве Марии подчинился, и не стал захватывать Москву и другие русские города.

Если кто-то хорошо относится к нашим друзьям, то на того и мы смотрим благосклонно, а тот же, кто не уважает наших друзей и сознательно пренебрегает ими, но обращается при этом с просьбами к нам, вряд ли может рассчитывать на должное расположение. К сожалению, протестанты не поняли это и решили от­рицать почитание и молитвы к возлюбленным дру­зьям Божиим, — Деве Марии и святым.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, по­сле смерти тоже не исчезают, но они сами нуждают­ся в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Го­сподь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умер­ших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последо­вателях, сказал: «придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2:20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, — когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз в пятницу, — когда злодеи убили Его на кресте. Поэтому во испол­нение слов Его православные христиане с древнейших времён соблюдают пост каждую среду и пятницу, воз­держиваясь ради Господа от вкушения продуктов жи­вотного происхождения — мяса, молока и яиц, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и но­чей (см.: Мф. 4:2), подавая пример Своим ученикам (Ин. 13:15). И апостолы, как сказано в Библии, «служили Господу и постились» (Деян. 13:2). Поэтому православ­ные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

А протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и от­влечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Поэтому Бог, заповедав: «да не будет у тебя дру­гих богов пред лицем Моим», добавил: «Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:3-5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений лож­ных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь ещё в эти древние времена повелел также сделать в нём изображения херувимов (Исх. 25:18-22) — тех добрых духов, которые сохранили верность Богу и стали свя­тыми ангелами. Поэтому с самых первых времён и православные христиане делали священные изобра­жения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изо­бражения сохранились и до наших дней. Точно также в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгля­де на них человеку легче вознестись душой к перво­образу, сконцентрироваться на молитвенном обра­щении к нему. После молитв у этих изображений Бог часто посылает людям помощь, нередко происходили чудесные исцеления. В частности, при том чудесном случае избавления от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы.

Однако протестанты по своему заблуждению от­вергают почитание священных изображений, не пони­мая разницы между ними и между идолами. Это про­исходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображе­нием святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже стано­вится спасённым и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что «вера, если не име­ет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). И Сам Хри­стос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняю­щий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). А значит, по мнению православных христиан, необходимо ис­полнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монасты­рей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (не име­ния своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, и сре­ди апостолов Христовых были женатые люди, а имен­но, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX ве­ка спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христиан­ство, основательно изучает его и сравнивает: в Католи­ческой миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <…> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты».

Действительно, православные христиане убежде­ны, как говорит святой Феофан Затворник, в этой не­преложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апо­стольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа».

Поэтому все, кому действительно интересна исти­на, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христи­ан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для при­мера приведём две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая груп­па молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла и её будто только в XVI веке возродили Лютер и дру­гие вожди протестантизма. Но такая мысль противо­речит словам Христа о том, что врата адовы не одо­леют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христиан­ства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, ещё немного исповедовали ислам, и ещё некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье — тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил па­ралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи ска­зали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пора­женный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома со­брал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происхо­дили всё новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило всё больше людей, и католиков и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как са­мостоятельную церковь, и верующие решили усилен­но молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог от­ветил: «Мою Церковь называют Православной Цер­ковью». Это очень удивило бенинцев, потому что ни­кто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издрев­ле так называется и ведёт начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.


 

Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского: pravoslavmir@yandex.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.