Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница?
Юлианский календарь (старый стиль)
… Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь можно назвать “солнечным” календарем.
Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.
Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев.
Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.
Используют календарь: Иерусалимская Православная церковь, Русская Православная церковь, Сербская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, Польская Православная церковь, Японская Автономная Православная Церковь, Монастыри святой горы Афон, а также в ряде монастырей и приходов США и Европы.
Разработан календарь александрийскими астрономами во главе с Созигеном.
Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
Григорианский календарь (новый стиль)
Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.
Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400); -остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …).
Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью.
Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю».
В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.
Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился.
Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».
Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио.
Новоюлианский календарь
В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским.
Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).
Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.
Год считается високосным по этому календарю, если:
-его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или -его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.
Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).
Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года).
Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.
Используют календарь: Александрийская Православная церковь, Антиохийская Православная Церковь, Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Православная церковь в Америке.
На Московском совещании Православных Церквей в 1948 г. было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарю (александрийской пасхалии).
….. Из материалов журнала » Фома»
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *