Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились и заповедал им такое молитвенное правило.
Воставши от сна, всякий христианин, оградив себя крестным знамением и став на избранном месте, пусть читает ту спасительную молитву, которую Сам Господь и Бог наш Иисус Христос предал ученикам Своим, т. е. «Отче наш» до конца (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и единожды Символ веры. Но молиться должно со страхом Божиим, благоговейно, внимая каждому слову молитвы. Для лучшего понимания смысла молитв мы приведем краткое объяснение их.
Отче наш, Иже єси на небесех!
1.Да святится имя Твое.
2.Да приидет Царствие Твое.
3.Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
4.Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
5.И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим.
6.И не введи нас во искушение.
7.Но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и
Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва эта называется Господней, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва — самая главная молитва из всех.
В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
Она разделяется на: призывание, семь прошений, или 7 просьб, и славословие.
Призывание: Отче наш. Иже eси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы, или прошения.
Когда мы говорим, что Он на небесах, to должны подразумевать духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который раскинут над нами, и который мы называем «небом».
Прошение 1-е: Да святится имя Твое, т. е. помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое.
2-е: Да приидет Царствие Твое, т. е. удостой нас и здесь на земле царства Твоего Небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.
3-е: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, т. е. пусть будет все не так, как нам хочется, а так, как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же безпре- кословно, без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами.
4-е: Хлеб наш насущный даждь нам днесь, т. е. подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный.
Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего, пречистое Тело и честная Кровь в таинстве святого Причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни.Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого, и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется, заботится о нас.
5-е: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, т. е. прости нам грехи наши так. как и сами мы прощаем тех, кто нас оскорбил или обидел. В этом прошении грехи наши названы «долгами нашими», потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем во грех и зло и становимся «должниками» пред Богом. И вот, если мы сами не будем искренно прощать наших «должников», людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос.
6-е: И не введи нас во искушение. Искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное и дурное. Вот, мы и просим — не допусти нас до соблазна, который мы переносить не умеем; помоги нам преодолевать соблазны, когда они все же случаются.
7-е: Но избави нас от лукавого, то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла — от диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.
Славословие. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Так как Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит Царство, и сила, и вечная слава. Все это верно, истинно так.
В честь Божией Матери:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие,
Господь с Тобою, благословенна Ты в женах,
и благослове́н плод чрева Твоего,
яко Спа́са родила еси душ наших.
Молитва эта к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатной — исполненной благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.
Молитва эта называется еше ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): «Радуйся, Благодатная Мария. Господь с Тобою: благословенна Ты в женах», которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель мира. Также «благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» сказала Деве Марии, при встрече с Ней, и праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.
Богородицей Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Девой называется потому, что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве Ее всемогущий Бог сохранил Девой, и после рождества осталась тоже Девой, так как дала обет (обещание) Богу не выходить замуж, и пребывая всегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.
Символ веры читается так:
1-й член. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божня, еди- нороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век! Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4-й. Распятаго же за ны при Понтийстел\ Пилате, и страдав- ша, и погребенна.
5-й. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6-й. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9-й. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10-й. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11-й. Чаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м (323 г.) и 2-м (381 г.) Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином и не может спастись.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. Вот русский перевод Символа веры:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими);
И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (справа) Отца;
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца:
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцем и Сыном, говорившего через пророков.
(Верую) и во Единую Святую, Соборную Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую одно крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мертвых.
И жизни, будущего века. Истинно так.
Верую — верю, я убежден; единородный — единственный Сын Своего Отца; прежде всех век — прежде всякого времени, от вечности т. е. вечно; единосущна Отцу — имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцем; Им же вся быша, — и Им, т. е. Сыном Божиим, все сотворено; воплотившегося — принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася — принявшего душу человеческую и сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшего — ожившего; по писанием — согласно со священным писанием, пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день. Восшедшаго — вознесшегося: одесную — по правую сторону Бога Отца; паки — опять, во второй раз; мертвых — умерших, которые тогда воскреснут; Его же царствию не будет конца — после суда настанет безконечное царство Его. Животворящего — дающего жизнь; спокланяема и сславима — Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну. Глаголавшего пророки — Дух Святой говорил через пророков; Соборную — согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую — открыто признаю словом и делом; чаю — ожидаю. И жизни будущего века — настанет после всеобщего суда вечная жизнь.
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть. Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово «невидимым» указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом. Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано «прежде всех век», чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова «Света от Света» некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова «Бога истинна от Бога истинна» взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова «рожденна, несотворенна» прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова «единосущна Отцу» означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного Существа с Богом Отцом. Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною Премудростию Своею и вечным Словом Своим. «Нас ради человек и нашего ради спасения» — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. «Сшедшаго с небес» — как Сам о Себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово «вочеловечшася» прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но и душу человеческую, чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти. Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово «страдавша» прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человечеством, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово «погребенна» удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. «И воскресшаго в третий день по Писанием» — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова «по Писанию» означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца» — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4. 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова «седяща одесную», то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. «И паки (опять) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца» — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).
Дух Святой называется Господом, потому что Он как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную жизнь людям: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Католики в XI веке исказили Символ веры, принятый святыми отцами на 1-м и 2-м Вселенских Соборах и начали ложно учить, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — ибо Сам Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал (т. е. говорил) через пророков — это основано па словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духа Святого можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).
Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы» (Лк. 20, 38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Церковь едина т. е. одна только Святая и Апостольская (Еф. 4, 5). Она есть одно духовное тело, имеет одну Главу — Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. И как член, оторванный от тела, не имеет в себе жизни и погибает, так и люди, отпавшие от единой Святой Церкви погибают для жизни вечной. Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25-27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей (т. е. право, правильно верующей и прославляющей Пресвятую Троицу).
Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего суда Христова: для праведников — вечное блаженство, для грешников — вечное мучение.
Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит учение, изложенное в Символе веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.
Совершив это утреннее правило, всякий христианин, какого бы он ни был пола, звания или рода, пусть отходит на свое дело, на которое он поставлен или призван.
Отправляясь же в путь, или занимаясь делами дома, пусть он читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную).
А если окружают его по какой-либо обязанности люди, тогда он, занимаясь делом, пусть говорит умом только: Господи помилуй, и это продолжает до самого обеда.
Перед обедом же пусть совершает вышесказанное утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (или грешную), и это продолжает до самого сна.
Когда же случится ему проводить время в уединении, тогда он пусть читает: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго (или грешную).
Приближаясь же к минутам сна, всякий христианин должен повторить вышесказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и единожды Символ веры, и после того пусть засыпает с крестным знамением.
При этом преподобный говорил, указывая на опыт св. отцев и праведных старцев, что всякий христианин, держась этого малаго правила, как спасительнаго якоря среди волн мирской суеты и со смирением исполняя его, может достигнуть до меры христианскаго совершенства и любви Божественной, потому что эти три молитвы суть основание христианства: первая, как слова Самого Господа, которые Он поставил в образец всех молитв; вторая принесена с неба архангелом в приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа, и в камень краеугольный Новаго Завета; последняя же заключает в себе вкратце все догматы христианской веры.
Если христианин, держась этого правила, имеет еще несколько свободнаго времени, тогда пусть он присоединяет к нему и другие спасительные чтения и молитвословия, как-то: несколько зачал из Священнаго Евангелия и Апостола, или каноны, акафисты, псалмы и молитвы, — и притом вдвойне и со смирением благодарит Господа за то, что удостоился принести Ему в жертву еще что-нибудь из священных плодов. Чрез это он входит мало по малу на верх христианской добродетели.
Если же кому-нибудь бывает невозможно выполнять и этого малого правила, напр. слуге по обязанностям его к своему господину, или служащему по обязанностям к своей должности, то преподобный советовал исполнять это правило и на постели, и при ходьбе, и при самом исполнении дела, поминая слово Божие: всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим. 10, 13).