СИМВОЛ ВЕРЫ
По-церковнославянски | По-русски |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. | И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. | Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. | И воскресшего в третий день согласно Писаниям. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном спокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. | Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых, | Ожидаю воскресения мертвых, |
12. и жизни будущаго века. Аминь. | и жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 2—17).
Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а но отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом, на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом Завете.
Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 37—40).
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА
Господь Иисус Христос говорит:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный — есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно восполняются.
МИРОПОМАЗАНИЕ
Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша святая Церковь без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа было при Крещении в виде голубя.
Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание телесных членов, которыми управляет душа, освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается чело для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются очи, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать о укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание Святым миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое, заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути.. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его. (Флп. 2,13).
Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией благодати, то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть, сложа руки» и ждать милости Божией? Конечно нет! Усилия самого христианина — это выражение его стремления к Богу, -к вечной жизни. Воля Божия открывается людям в заповедях. Существует 10 заповедей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни.
О МОЛИТВАХ
Основное средство для исполнения евангельских заповедей — молитва. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духовная пища, необходимая, как и воздух.
Молитвы просительные, — когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда, сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога, получив просимое.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да, святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
ДОСТОЙНО ЕСТЬ
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Еще одно сильное оружие христианина — крестное знамение.
Святая Православная Церковь учит, по преданию святых апостолов и святых отцов, употреблять при осенении себя крестным знамением первые три перста (пальца) правой руки, соединенные вместе, а последние два — безымянный и мизинец — пригнутые к ладони; и это древнее правило содержится не только в России, но и во всех православных странах.
Три соединенные перста полагаем на лоб, на чрево, на правое, а затем на левое плечо, изображая крест на себе, и, отпустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества — есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.
Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево — чтобы укротить воюющую на дух плоть, на плечи — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.
Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем крест Христов, то- ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану».
Любая искренняя благотворительность может оказаться неоценимо полезной, так как в храм приходят со своими нуждами люди самого разнообразного положения и достатка, в том числе нехристиане и неверующие вообще.
Храмы нуждаются в средствах для благоустройства территории вокруг храма и внутреннего убранства, для оплаты коммунальных платежей, для поддержки людей, оказавшихся в беде, для обучения детей в воскресных школах, для оказания помощи малоимущим и т.д.
Помимо материальных средств, всегда требуются люди: профессиональные педагоги, преподаватели, медицинские работники, специалисты технических и строительных специальностей и просто все, кто хочет быть полезным Церкви и людям.